Выученная беспомощность - что это, какова её роль в обучении и можно ли её избежать
Автор: Анна Новикова, репетитор по английскому языку

Первое, что надо сказать, - как я и предполагала, многие слышали про эту штуку, но не все правильно понимают, что это такое.
И тут очень важно знать, что дело действительно серьезное, а не хорошо известная стратегия мнимого инфантилизма, когда ученик на каждый вопрос отвечает "я не знаю", маскируя нежелание подумать или страх, что скажет неправильно (это, кстати, отдельная большая боль педагога, заслуживающая отдельного разговора).
Но и думать, что уж если у кого развилась беспомощность, то ему больше не помочь, тоже не стоит.

Давайте разбираться по порядку.
В 60-х годах прошлого уже, двадцатого века психолог Селигман произвел серию интересных и изобретательных экспериментов с собачками. Эксперименты состояли из двух этапов, а собачки были поделены на три группы.

Первый этап эксперимента выглядел так:
Группа 1 и 2 - собаки в клетке, в которой по дну передается электрический разряд, несильный, но болезненный и неприятный. Клетка оснащена клавишей, в группе 1 нажатие клавиши отключало ток, а в группе 2 - нет. Важным моментом здесь являлось то, что нажатие клавиши в клетке из первой группы, отключало ток и в ней, и в связанной с ней клетке с собакой из второй группы.
Понимаете, да? Две клетки связаны между собой проводами. В обеих клавиша. Но в одной из этих клеток клавиша отключает ток, проходящий по дну клетки, а в другой - нет. При этом клавиша из первой клетки отключает ток в обеих клетках. Собаки из первой группы довольно быстро уловили связь клавиши с исчезновением неприятных ощущений, в то время как собаки из второй группы никакой связи своих действий и результата не видели, потому что её не было.
Группа 3 - контрольная, ток им не проводили и электричеством не били.
Таким образом, имеем три группы собак: 1) те, которые при воздействии стрессовой ситуации имели возможность на неё влиять, 2) те, кто не имел возможности влиять на ситуацию и 3) те, кто не имел опыта взаимодействия со стрессовой ситуациейю.
Через сутки собак отправляли во второй этап эксперимента. Это был ящик, разделенный на две части невысоким заборчиком, через который легко перепрыгнуть. Когда в одной половине ящика выключался свет, через пол ящика в этой же его части опять пропускали ток. У собак была возможность спастись от болезненных ощущений, перепрыгнув через заборчик. И собаки из первой (которые могли управлять выключением тока нажатием клавиши) и третьей (контрольной) групп одинаково быстро находили путь к спасению и перепрыгивали через заборчик на безопасную половину.
Собаки из второй группы (чьи действия никак не влияли на результаты первой части эксперимента) не перепрыгивали на вторую половину и часто просто ложились на пол и скулили.

Итоги этого эксперимента были такими:
Если собаки получили положительный опыт влияния на неприятные условия, они продолжали пытаться их избежать и в изменившихся условиях.
Собаки, не имевшие возможности повлиять на условия, не делали попытки что-то изменить и в других условиях.
Среди собак из первой группы не было ни одной, которая не попробовала бы спастись во второй части эксперимента.
Среди собак второй группы тех, кто не делал попыток спастись, было более 70%
Среди собак контрольной группы одна из десяти собак не пыталась спастись.

То есть смотрите, среди тех собак, которые не имели возможности влиять на события, примерно три из десяти все равно продолжали попытки на события повлиять!
А среди тех, кто не имел никакого опыта - ни положительного, ни отрицательного, каждая десятая собака не делала попыток повлиять на обстоятельства.

Далее психологи по всему миру заинтересовались и вдохновились этими экспериментами и повторяли их в разных условиях, используя в качестве подопытных много кого, включая обезьян, рыбок и человека. Результаты всех исследований были очень близки к тому, что получил Селигман и команда.

Действительно, оказавшись в условиях, когда мы не имеем возможности ни на что повлиять, у нас развивается беспомощность, названная Селигманом "выученной". Раз сделав вывод, что наши попытки справиться ни к чему не приведут, мы склонны оставить попытки спастись.

Но, как видим, это работает не для всех.
Есть те, кто изначально не склонен ничего предпринимать. И есть те, кто даже получив отрицательный результат своих усилий, продолжает попытки.

Ага, подумали психологи. Тут что-то есть (истина где-то рядом, как говаривали агенты Скалли и Малдер). И пошли изучать дальше, делая уже упор на людей, и нам это особенно интересно, потому что наши мысли в основном о влиянии этого эффекта на людей вообще и на обучающихся в частности.

Этот эксперимент повторяли на различных животных и на людях, в различных модификациях, при этом основная его рамка сохранялась неизменной - три группы испытуемых, два этапа испытаний. На первом этапе группа 1 имела возможность избежать неприятные ощущения, группа 2 не имела этой возможности и группа 3 контрольная, которая не подвергалась стрессовому воздействию. На втором этапе все три группы помещались в экспериментальную камеру, из которой имелся выход при возникновении стрессовой ситуации для всех трёх групп. Для людей ещё была интересная модификация стрессовой ситуации - головоломки/анаграммы/задачи, которые в группе 1 имели решение, а в группе 2 - не имели. И во втором этапе эксперимента испытуемые из второй группы в подавляющем большинстве случаев отказывались их решать (хотя решение было), формулируя примерно так: "у меня всё равно не получается, какой смысл пробовать ещё раз?"

Дальше психологов заинтересовала пара основных моментов, один из которых с обучением связан достаточно косвенно, а второй - напрямую, в последствии каждый из них вылился в масштабные исследования.

Быстренько про первое направление. Селигмана и коллег заинтересовало, не являются ли эти исследования беспомощности лабораторной моделью депрессии. Дело в том, что Американская Психиатрическая Ассоциация выделяет 9 симптомов клинической депрессии (и наличие хотя бы 5 из них даёт право ставить этот диагноз), и лабораторные исследования выученной беспомощности были причиной возникновения 8 из 9 признаков (кроме суицида и суицидальных мыслей). Интересно, что испытуемые с признаками клинической депрессии, которые не имели опыта безвыходной ситуации (группа 3), показывали нежелание решать головоломки / избегать стрессовую ситуацию во втором этапе эксперимента.

Второе направление было связано с тем, каким образом испытуемые (тут уже речь об экспериментах с людьми) объясняли причин своих неудач.
Выяснилось, что безвыходные ситуации сами по себе не приводят к длительной беспомощности (или как минимум, далеко не на всех так действуют). Они могут стать причиной только ситуативной беспомощности.
Большее значение имеет то, каким образом испытуемые оценивают эти условия и причины своих неудач. И вот то, каким образом испытуемый оценивает ситуацию и себя в этой ситуации, определяет, приведет ли это к длительной беспомощности, или нет.
И как раз это имеет огромное значение для обучения. Более того, как раз этот образ мыслей мы можем поменять (если знать, на что обращать внимание) и можем помочь поменять ученику, если видим, что его привычные мысли ему мешают в учебе и достижении целей.
Про это тоже очень важно знать, я считаю, и ученикам, и родителям (и вообще всем независимо от возраста), и подробнее расскажу в другой статье..

Ещё более дальнейшие исследования углубились в нейропсихологию. Честно скажу, эту часть статьи, которую я использовала для написания этого материала, я пока не осилила - она на английском, это усложняет задачу, требует большого вложения сил и времени.
Поэтому сразу вывод, без доказательной части.

Пассивность в ответ на шок длительных (это важно!) неприятных условий не является выученной. Это такая реакция по умолчанию, как бы предустановленная. Она не требует научения. Эта реакция управляется серотониновой активностью ядер продолговатого мозга, которая подавляет попытки спастись.
Эта пассивность может быть преодолена обучением контролю над своими действиями при помощи коры больших полушарий. Работа неокортекса в этом случае подавляет деятельность тех самых ядер продолговатого мозга, которые подавляют попытки спастись.

Каким образом испытуемые обучаются контролировать ситуацию? Вплоть до того, что собачек в буквальном смысле слова учили переступать лапочками барьер, разделяющий опасную часть экспериментальной камеры от неопасной. Или показывали, что вот так тоже можно, я переступил и ты переступишь. У человека всё так же - или буквально показываем, как можно решить задачу, и аналогичную он решает сам, или демонстрируем, что она имеет решение, и он находит решение.

В итоге выученной является не беспомощность (она как раз невыученная, дефолтная наша реакция), а выученной оказывается способность контролировать свои действия в длительных стрессовых ситуациях таким образом, чтобы найти из них выход.

Основной вывод, который мы можем и должны сделать из этих исследований применительно к обучению, это то, что реакция, названная “выученной беспомощностью”, возникает очень быстро, достаточно нескольких эпизодов неудачи в процессе обучения, особенно на старте, но это не приговор, и его можно и нужно преодолевать. В преодолении выученной беспомощности основную роль играет неокортекс, кора больших полушарий, и очень важна помощь других людей - учителей, родителей (если речь о школьниках), друзей и знакомых, которые могут хотя бы просто показать, что решение есть, а лучше послужить примером.
Made on
Tilda